"Земля славянская"
исполняет лауреат международных конкурсов
Павел Домбровский (ф-но)
(запись с концерта)
Николай Константинович Рерих — гордость русской и мировой художественной мысли. Его творческий гений вложил неоценимый вклад в развитие человеческого знания. Джавахарлал Неру, который дружил с Рерихом и хорошо знал его творчество, сказал о нём прекрасные слова: «Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий учёный и писатель, археолог и путешественник, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений... Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, многое не только о прошлом Индии, но и о чём то постоянном и вечном; и мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, выявившего этот дух в своих великолепных полотнах.»
Рерихом написаны тысячи картин, и все они являются украшением музеев на всех материках. Громадное количество картин создано на сюжеты русской истории.
Образу великого подвижника Земли Русской — Сергия Радонежского — посвящены многие работы Николая Константиновича. В фортепианной сюите «Земля славянская» это первая пьеса. Здесь представлен обобщённый образ Сергия Радонежского.
Основой пьесы «И мы открываем врата» послужила одноименная картина, находящаяся в Индии. В прошлые века монахи часто шли в мир с проповедью Слова Божьего. Произведение открывается колокольным звоном, затем суровое пение монахов, далее плясовой наигрыш, перерастающий в колокольный звон и пение монахов.
Картина «Вечное ожидание» создана в 1917 году. На ней изображены сидящие спиной к зрителям четыре фигуры (три мужские и одна женская). Рядом избушка, залитая вечерним солнцем, далеко простирающаяся водная гладь, камни, скалы и в оранжевом небе тяжелые, громоздящиеся как горы, облака. Во время долгого ожидания люди часто начинают представлять трудное и мрачное будущее, человеческая мысль на перепутье. Этому и посвящена фортепианная пьеса.
Николай Константинович несколько раз обращался к образу Ильи Муромца. С особенной силой он это сделал в годы Великой Отечественной войны. В начале фортепианной пьесы даётся образ Ильи, потом появление тёмной силы, страдания русского народа, схватка и победа Ильи Муромца.